Наш клуб имеет полностью подготовленную Монтессори-среду для развития детей в возрасте от 1 года до 3х лет.

Свободная работа в Монтессори-среде.  Мария Монтессори рассматривала ребенка как личность с самого рождения. Личность, которая имеет меньше опыта, чем взрослый человек, и нам, взрослым, необходимо помочь ребенку этот опыт получить. Каждый ребенок, каждый человек — это уникальная и неповторимая личность. Монтессори считала, что у каждого из нас есть свой «космический» путь, свое предназначение, с которым рождается человек. И счастлив тот, кто сумел понять и раскрыть своё предназначение в полной мере. Взрослый, веря в уникальность пришедшего в этот мир ребёнка, должен удерживаться от навязывания малышу своих ожиданий и требований, а вместо этого внимательно наблюдать за ним! Только в этом случае у нас есть шанс понять малыша со всеми его особенностями и помочь раскрыться его индивидуальности.

Понимание своей космической задачи невозможно без понимания себя, умения находиться в контакте с собой.  Поэтому так важно с самого детства учить ребенка СЛЫШАТЬ и ПОНИМАТЬ себя.

Решать эту задачу и призвана система Монтессори с её принципом свободного выбора деятельности. Малыш приходит на занятие, разнообразие среды (материалов, находящихся на полках) и свобода выбора деятельности побуждает ребёнка прислушиваться к себе: «С чем я сейчас хочу заниматься, что мне больше нравится и т.д.?». Именно в этот момент ребёнок учится делать выбор. Умение совершать выбор – умение, необходимое человеку в каждый момент его жизни, но вот качество этого выбора зависит напрямую от того, насколько этот выбор осознанный. Осмысленный, целенаправленный выбор, основанный на чётком понимании себя – вот та цель, которая является одной из основных в Монтессори методе.

Среда Монтессори обширна (содержит более 600 видов работы)  – здесь есть всё, что необходимо ребёнку в возрасте от  1 до 3 лет – но вот понять, что именно нужно конкретно мне в конкретный момент времени среди ТАКОГО РАЗНООБРАЗИЯ – вот задача, которая стоит перед малышом. Взрослый, делая выбор ЗА ребёнка, препятствует формированию такой важной жизнеобразующей задачи!

  1. ЗОНА РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ.

Ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещать свое тело в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами.

Наверное, многие взрослые замечали, что здоровый маленький ребенок находится в непрерывном движении. То ему надо непрерывно залезать на диван и сразу же слезать обратно, то двигать по комнате тяжелое кресло или таскать подушки от дивана, открывать все дверцы шкафов, выдвигать ящики и т.д. без конца…

Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность.

Результатом  освоения  этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепление всех групп мышц и суставов, а также формирование умений, навыков и потребностей.

  1. ЗОНА ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ В УСТАНОВЛЕНИИ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ, РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ КИСТИ РУКИ И ПЕРЕХОДА ОТ ДЕЙСТВИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, т.е. присвоения внешнего порядка действий, перенесения его в умственный план.

Казалось бы простое действие – опускает ребенок шарик в отверстие, а тот выкатывается в лоток. Чем же оно так привлекает малыша, что повторять его ребенок может 8-10 раз подряд?

Действия, которые раньше совершались ради самих себя, затем становятся частью более сложного и важного навыка. Таким образом, мы имеем дело с эволюционным рядом поведения, которому свойственна функциональная  подчиненность, то есть объединение отдельных простых действий или схем в более сложные структуры поведения. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти руки. Интерес к деятельности поддерживается различными сенсорными впечатлениями (звуки, развития цвета, формы, шероховатости и т.д.).

Для маленьких детей развитие тонкой моторики трудно переоценить, так как оно напрямую связано с развитием речи и мышления. Мышление развивается в процессе целенаправленной деятельности, когда  ребенок использует свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки. Задержка моторного развития почти всегда ведет к задержке психоречевого.

  1. ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ.

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Но нас интересуют не просто процессы сенсорного восприятия, но утончение восприятия. У ребенка до 5,5 лет очень велика потребность в действиях и деятельности, основанных на сенсорных впечатлениях, ребенок идет по пути сенсомоторного развития. Основные способы упорядочить сенсорные впечатления, которыми пользуется ребенок, это подбор пары по принципу совпадения признака и построения ряда по выраженности признака.

Зачастую дети спонтанно пытаются придать миру упорядоченное состояние: на пляже они стараются выстроить камушки от большого к маленькому, на кухне обожают подбирать крышки к кастрюлям, машинки делят на красные и зеленые, с большими колесами и маленькими…

Все материалы сенсорной зоны устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи. Работая с ними, ребенок продолжает развивать тонкую моторику, осваивать алгоритмы деятельности, развивать мышление. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно

  • является основой для интеллектуального развития
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром.
  • Развивает наблюдательность
  • Готовит к реальной жизни
  • Позитивно влияет на эстетическое чувство
  • Является основой для развития воображения
  • Развивает внимание (как результат свободы выбора и автодидактического характера материала).
  • Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти

Как и в других зонах, ребенок сам выбирает  материал, привлекший его внимание. Взрослый должен показать ребенку, как с этим материалом работать, и потом помочь убрать его на место. Точный показ (презентация) должен быть освоен взрослым заранее. Усложнение задачи (расширение зоны ближайшего развития) происходит по мере освоения ребенком материалов и приобретения умений, навыков и потребностей. Особый акцент для детей до 3 лет мы делаем на развитие зрения (различение формы, размера и цвета) и осязания.

4. ЗОНА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И УПРАЖНЕНИЙ С СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ.

Ребенок в возрасте 1,5 – 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам. Это связано с процессами созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсомоторное и одновременно речевое развитие (репрезентацию понятий и представлений). Очень важным является также осознание дробности мира, ребенок осваивает сначала анализ, а затем и синтез. Этот интерес должен иметь выход в виде  занимательной для ребенка, осмысленной деятельности. У   детей 1,5 –3 лет она строится на основе манипуляции с мелкими предметами при их классификации, сортировке, пересыпании и т.д. Сенсомоторная координация движений рук обеспечивается следующими механизмами:

а) Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие таких свойств, как твердость – мягкость, форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности люди узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата, адекватных действий с предметами.

б) Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и др. свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними.

в) Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.

г) Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

Мы выделяем сыпучие материалы в отдельную зону, чтобы облегчить уборку и исключить смешивание крупы с водой, песка с сенсорными материалами и т.д. 

  1. ЗОНА УПРАЖНЕНИЙ С ВОДОЙ.

Упражнения с  водой для ребенка до трех лет не имеют принципиально отдельного функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка. Еще упражнения с водой являются обще подготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный контроль ошибки – пролитая вода – и простой способ ее устранения – протирание подноса, стола или пола. Как и в других зонах, выбор материала осуществляется ребенком, а показ работы – взрослым. Большая часть материалов этого раздела для детей до трех лет расположена стационарно, ребенок работает с материалом, никуда его не перенося. Материал расположен на однотонных подносах для контроля ошибок. Упражнения с водой нравятся всем детям, поэтому лучше, если у них будет запасная одежда. 

  1. ЗОНА ПРОДУКТИВНОЙ И ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Ребенок от года начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребенка. Никакого образа в этих отпечатках еще нет. Затем ребенок начнет заполнять все предоставленное пространство ритмическим каракулями, а позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате проявились художественные способности, мы должны помочь ребенку «готовить глаз к видению, руку – к действию и душу – к чувствованию» (М.Монтессори).

Такой подход к художественной деятельности детей диктует необходимость создания среды, где ребенок мог бы творить, все равно в какой области. Продуктивная деятельность в раннем возрасте есть основа и условие последующей художественной деятельности. К двум-трем годам ребенок может начать уже собственно изобразительный этап, который характеризуется тем, что сначала возникает образ, потом – изображение. В этот момент особенно важна готовность руки, иначе образ не находит воплощения. Следует обратить внимание, что мы не учим детей рисовать в привычном смысле этого слова, то есть мы не должны учить ребенка технологии передачи нашего взрослого образа путем проведения «правильных линий». Наоборот, важнейшей задачей становится совместное художественное проживание образа, который сформировался у ребенка, выбор подходящих материалов, техник, способов передачи образа, работа с линией, цветом, композицией.

7. ЗОНА РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

В возрасте от 0 до 3 лет ребенок проходит огромный путь в освоении родного языка. Если при рождении он только отличает человеческую речь от других звуков, то к трем годам может общаться на языке, правильно строя простые предложения, употребляя предлоги, согласовывая грамматические формы, имея внушительный словарный запас. Этот феномен объясняется именно наличием у ребенка впитывающего мышления и языковой среды, в которой он находится.

В возрасте около года ребенок сознательно выговаривает первое слово.  Впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим знанием из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. Выход из данной ситуации выглядит естественным. С года и примерно до трех лет происходит лавинообразное нарастание словаря. В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и возможность усвоения понятий. Одновременно она должна обеспечивать возможность спонтанной деятельности, поддерживать высокий уровень мотивации речевой активности ребенка. Одновременно с развитием речи идет и подготовка руки к письму. В этой зоне мы встретим много упражнений, требующих очень точной координированной работы пальцев. 

Распределение ролей между педагогом и родителем в группе.

Успешность группы «Я и мама» существенно зависит от точного распределения педагогической деятельности между Монтессори — педагогом и родителями.  Какую ее часть можно передать родителям и на каких условиях?

Педагогическая деятельность Монтессори — педагог Родитель
1.Подготовка среды В группе. Дает рекомендации по созданию подготовленной среды дома.  По рекомендации Монтессори-педагога организует дома.
2.Работа с детьми в группе, в том числе:
Презентация Монтессори- материалов Проводит для всех родителей и детей презентацию любых материалов. Презентация основных сенсомоторных материалов только своему ребенку.
 Проведение трехступенчатого урока Показывает детям и обучает родителей. Проводит для своего ребенка.
 Ведение кругов и коллективных работ Ведет круги, включая в работу каждого ребенка и каждого родителя. Активно участвует в коллективной работе, эмоционально вовлекая в нее ребенка, по просьбе педагога проводит отдельные игры или сказки на кругу.
3. Наблюдение За всеми детьми и родителями        (точность работы, наличие проблем, продвижение, выполнение правил). За своим ребенком с помощью Монтессори-педагога.
4.Анализ наблюдений На основе анализа наблюдений прогнозирование результатов и преодоление проблем детей и родителей. Вместе с Монтессори-педагогом анализ успехов ребенка, выработка последовательных шагов по преодолению проблем и дальнейшему продвижению своего ребенка.
5.Стратегия развития группы Создание психологического комфорта.
Введение ритуалов и правил группы, проведение праздников.
Прогнозирование и преодоление кризисных ситуаций.
Принятие правил и стиля отношений Монтессори – группы. Объяснение правил своему ребенку.